Хорошо теперь пациентам – лежишь на диване у телевизора, тут что-то кольнуло в спине и, не вставая с дивана, сразу – тык пальцем в поисковик смартфона, давай гуглить симптом и разбираться к чему бы это, и за каким волшебным средством бежать в аптеку. Вот не прошло и 10 минут, как уже нашел пару десятков болезней, выписал какие нужно купить лекарства, какие нужно сделать исследования, записался на сайтах клиник на прием к специалистам, на МРТ, КТ, УЗИ, поднялся с дивана , чтобы идти за покупками в аптеку, как вдруг и обнаружилась причина болезни – забытая на диване женой шпилька для волос.

А совсем недавно – в 20 веке – для того, чтобы поставить себе самому диагноз, то нужно было бы портатить не одну неделю, просиживая в медицинской библиотеке и осваивая латынь.
И трудно представить ту разобщенность медицинских знаний, навыков и методов лечения заболеваний (многие из которых еще и не имели даже своего конкретного названия), которые царили в 18-19 веках. Сами же больные в те времена уповали на волю всевышнего в большей мере, чем на искусство врачей.

Уже с античных времен древние врачи обратили внимание на пациентов, среди которых преобладали женщины, у которых обнаруживалась триада симптомов: сердцебиение (тахикардия) , похудание и пучеглазие(экзофтальм).
И древние верования, что в данной болезни виноваты дисбаланс основных стихий (земля, вода, воздух, огонь) и гнев богов, докатились до начала 18 века. А дальше?

В 1722 в
первые Ивес описывает данные симптомы как проявление единого заболевания, спустя 64(!)года – те же симптомы объединяет в одно заболевание Перри, еще спустя 16 лет – в 1802г.
Джузеппе Флаяни, личный врач Римского Папы Пия VII (1800-1823), который также описал сочетание учащённого сердцебиения, зоба и экзофтальма. Эта триада стала известна как болезнь Флаяни. (В Италии до сих пор это «болезнь Флаяни»).

1811 г. Бернар Куртуа обнаруживает фиолетовые пары, окисляя сожженную морскую водоросль (т.е. золу водорослей) серной кислотой. Так был открыт йод (название придумал коллега Куртуа – Жозеф Гей-Люссак, от греческого слова — ϊοδος (фиолетовый)

1820 г. Жан Франсуа Куанде(Jean Francois Coindet) приходит к выводу, что дефицит йода вызывает зоб и начинает лечение зоба йодом.
1824 г. Немецкий врач Александр фон Гумбольдт отмечает, что размер зоба уменьшается на 1/3, когда человек переселяется из горной местности в область, где нет эндемического зоба (с гор на равнину).
1825 г. Опубликованы работы Парри, также описывающие экзофтальмический зоб.
1825 г. Boussingault обнаруживает йод в натуральной морской соли из шахт северных Анд и рекомендует йодированную соль для профилактики и лечения эндемического зоба.
1829 г. Жан Гийом Огюст Люголь рекомендует для лечения зоба
использовать 3-% раствор йодида калия

1834 г. Роберт Джеймс Грейвс описывает наблюдения тахикардии (учащенного сердцебиения), зоба и экзофтальма у трех женщин. До сих пор в Англии это заболевание называется болезнью Грейвса.

1848 г. Карл Адольф фон Базедов описывает экзофтальмический зоб, сопровождающийся похуданием и тахикардией.

1850 г. Курлинг (Curling) описывает кретинизм с атиреозом.

1851 г. A. Чатин (A. Chatin) рекомендует йод как профилактическое средство эндемического зоба на основе своей теории, что зоб из-за немного низкого уровня йода в питьевой воде.

1860 г. Вирхов (R. Virchow) предполагает, что кретинизм и зоб связаны единым этиологическим фактором – дефицитом йода.

1867 г. Альбрехт фон Грефе (A. von Graefe) описывает отставание век при тиреотоксикозе (Базедовой болезни), т.е широко раскрытые, выпученные глаза.

1871 г. Произведена первая в мире операция по поводу токсического зоба хирургом Листером.

1883 г. Эмиль Теодор Кохер привлекает внимание на микседему(гипотиреоидное состояние) после тиреоидэктомии. Он получил Нобелевскую премию в 1909 году за его работы по хирургическому лечению щитовидной железы.

1884 г. Первый доклад об использование тиреоидэктомии для лечения болезни Грейвса.

1884 г. Известный русский хирург С.П. Боткин указал на роль психической травмы в развитии токсического зоба

1886 г. Пирр Мэри (Pierre Marie) описывает характерный тремор (дрожание рук) гипертиреоидизма.

1891 г. Мюррей (G.R. Murray) вводит использование экстракта щитовидной железы для лечения микседемы.

1893 г. Отечественный хирург И.Д.Сарычев впервые провел операцию по поводу токсического зоба

1896 г. Бауман (Eugen Baumann) обнаруживает йод как естественную составляющую щитовидной железы и называет его «iodothyrin».

1896 г. Ридель публикует первое описание хронического, фиброзного тиреоидита.

1898 г. Von Notthalt описывает искусственный тиреотоксикоз и свидетельствует о том, что избыток тиреоидных гормонов вызывает болезнь Грейвса.

Таким образом, успехи разных врачей в понимании причин и способов лечения тиреотоксического зоба в 18-19 веке стали настолько очевидны, что благодарные последователи назвали диффузный токсический зоб именами этих исследователей: болезнь Флаяни, болезнь Грейвса, диффузный токсический зоб, болезнь Пэрри, экзофтальмический зоб, Базедова болезнь и т.д. и т. п. Конечно, это добавило путаницы в постановке диагноза, т.к. Базедова болезнь и болезнь Грейвса, например, считались различными заболеваниями.

Что же сегодня можно сказать про это заболевание?
Диффузный токсический зоб (ДТЗ) – это бич трудоспособного населения, заболевание поражает лиц с 20 до 50 лет, причем женщины страдают в 10 раз чаще мужчин, чему в немалой степени способствует генетическая предрасположенность к заболеванию, а также большая гормональная и эмоциональная лабильность женского организма в сравнении с мужским.

Стресс, психотравма – вот основная (80%) причина токсического зоба, и до пятой части от всех причин ДТЗ – перенесенные инфекции, такие банальные, как грипп или ангина, реже – скарлатина, коклюш, корь и пр., а у детей очень часто – банальные хронические ЛОР-заболевания – тонзиллит, аденоидит, гайморит.

Диффузный токсический зоб характеризуется многообразными симптомами, главными из которых выступают три — гипертиреоидизм, зоб и экзофтальм (выпученные глаза). Ознакомьтесь с далеко не полным перечнем его клинических проявлений:
• Психоневрологические: беспокойство, раздражительность, суетливость, многословие, вспыльчивость, плаксивость, рассосредоточенность, быстрая смена настроения, бессонница, ночные кошмары, прерывистый сон, ощущение удушья, «давящего воротника»

• Сердечные: аритмия (в особенности – мерцание предсердий), тахикардия (учащённое сердцебиение), экстрасистолия, систолическая артериальная гипертензия, дистрофия миокарда и хроническая сердечная недостаточность, одышка и отеки как ее следствие

• Эндокринные: потеря веса, несмотря на повышенный аппетит, олигоменорея вплоть до полной аменореи (прекращение менструаций), выкидыши и бесплодие, выпадение волос на лобке и под мышками, снижение функции надпочечников,

• Дерматологические: повышенная влажность кожи, потливость, онихолиз (разрушение ногтей), эритема, истончение и выпадение волос, ранняя седина, отёки на ногах (претибиальная микседема)

• Неврологические: дрожание (тремор) (особенно заметный при вытянутых на весу руках), слабость, головная боль, проксимальная миопатия (слабость в мышцах, быстрая их утомляемость, трудность вставания со стула или с корточек), повышение сухожильных рефлексов.

• Гастроинтестинальные: диарея (понос) часто, тошнота и рвота (сравнительно редко), аппетит по началу повышен, потом снижен, желдочно-кишечные кризы с болями, рвотой, поносом и имитацией «острого живота». Нередки случаи тиреотоксического гепатодистрофии.

• Офтальмологические: так называемая «тироидная болезнь глаз», характерная для болезни Базедова, включает в себя следующие симптомы: экзофтальм, симптом Краузе — усиленный блеск глаз, симптом Штельвага — редкое мигание, симптом Грефе — отставание верхнего века от края радужки при взгляде вниз, симптом Кохера — отставание глазного яблока от движения верхнего века при взгляде вверх, симптом Елинека — периорбитальная гиперпигментация, симптом Дальримпля — расширение глазной щели, симптом Мебиуса — нарушение конвергенции – сведения взгляда кнутри, периорбитальный отек, сухость и ощущение песка в глазах, хронический конъюнктивит

• Стоматологические: множественный кариес, пародонтоз

Конечно, если все эти симптомы равнозначно проявляются у пациента, то установить диагноз тиреотоксического зоба совсем не трудно. Однако, учитывая особенности проявления заболевания у детей, лиц пожилого возраста, это совсем не легкая задача. Кроме того, существуют малосимптомные и нехарактерные формы тиреотоксического зоба, когда у пациента всего 2-3 симптома, а может и совсем не быть жалоб.

Но всегда на помощь для постановки диагноза может (и должно!) прийти ультразвуковое исследование щитовидной железы.

Посмотрите на приведенные нами из собственной практики фото- и видеоматериалы УЗИ, насколько характерными (ни с чем не спутать!) являются изменения щитовидной железы при диффузном токсическом зобе! Регистрируется различной степени увеличение и диффузные изменения паренхимы щитовидки, резко усиленный кровоток в ней, который любящие метафоры медики назвали «пылающим зобом».
Не нужно никаких споров, дополнительных посещений множественных специалистов по широкому спектру имеющихся симптомов, достаточно при наличии 2-3 симптомов из перечисленного большого списка обратиться на дешевое, безвредное и крайне информативное УЗИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. А дальше – есть диагноз, есть современное лечение (слава Богу, 21 век на дворе!), да здравствует выздоровление!

Проанализируйте свои жалобы, ежедневно повторяющиеся симптомы, возможно – у вас или членов вашей семьи есть нечто похожее, и тогда не тяните время, своевременно обследуйте щитовидную железу, и проводите ее лечение. Помните, что наша местность – Северный Кавказ – горная, а значит, эндемичная по дефициту йода и высокому риску заболеваний щитовидной железы уже с самого раннего, детского возраста.
Ваш Р.Шухнин.


На фото – УЗИ, режим энергетического допплеровского картирования. Выявляется резко усиленный, интенсивный кровоток в паренхиме щитовидной железы при диффузном токсическом зобе.

 

Видео: – УЗИ, режим цветового допплеровского картирования. Выявляется резко усиленный, интенсивный артериальный и венозный кровоток в паренхиме щитовидной железы при диффузном токсическом зобе.

 


Портрет: типичный «гневный взгляд» пациента с ДТЗ