Около 10 лет назад интернет взорвался от «новости» о палеодиете:

палеолитическая  диета,  диета наших древних пра-предков – вот спасение нашего мира от ожирения, метаболического синдрома, болезней кишечника и сердца, суставов! И хотя автор этой диеты Уолтер Л. Воегтлин заявил о ней еще 40 лет назад, возможности  интернета подарили ей вторую жизнь.

Вроде бы все правильно – посмотрите на всем известные со школьной скамьи рисунки,  где древние люди убивают мамонта на обед, или пещерную живопись 40-60 тысячелетней давности: все действующие лица стройные и подтянутые – ни капли лишнего жира, никаких животов-амортизаторов, все здоровы и сильны. А все из-за «правильного» питания: мясо, яйца, рыба, фрукты, овощи, мед, орехи, вершки и корешки.

Никакого кефира на ночь, никакого  круассана на завтрак! 

Вот оно – спасение. Мало того, по мнению последователей диеты,  склонность именно к такому типу питания прочного сидит с неандертальских времен в наших генах, стоит их только разбудить от вызванной сахаром спячки,  как результаты будут налицо.

Но спустя 5 лет энтузиазм поклонников диеты сдулся. А почему?

Потому что наши гены умеют адаптироваться. За эти прошедшие 40-60 тысяч лет они привыкли постоянно адаптироваться к новым условиям жизни, в том числе и к новым условиям питания. И теперь они и мы с ними привыкли к 4-5 кратному питанию малыми, а  с точки зрения неандертальца – ничтожными порциями.
Привыкли есть и насыщаться быстро для того, чтобы быстрее вновь приступить к работе.
Привыкли не болеть от еды. И бактерии наших кишечников, и ферментативные системы организма к этому привыкли.

А неандертальцы  привыкли  гоняться бегом за удирающей от них «едой» сутками и неделями впроголодь, а потом, в случае успешной охоты, съедать как можно больше добычи, пока соперники – волки и стервятники не растащили  их трофей. А  после  обеда  они могли себе позволить расслабиться на длительный период для переваривания пищи, а не бежать через 15 минут в кабинет или цех пахать вторую половину рабочего дня.

Поэтому и переход на палеолитическую диету стал для многих ее адептов ударом обуха по организму
(к которому древние люди тоже более привычны, в отличие от нас).

А  острый гастрит, панкреатит, желчнокаменная болезнь, энтероколит, нефропатии и нейропатии  вдруг стали угрожать яростным последователям палеодиеты. 

Да и где нынче собирать вершки и корешки, если все вокруг пестицидами полито, свинцом  отравлено. Мамонты вымерли. И рыбку из пруда, и оленя из леса без лицензии если ловить, то на хлеб и воду можно  пересесть на несколько лет, а это не по палеолитически!

Современный мир – это мир компромиссов. Поэтому сторонники палеолитической  диеты стали не стали охотиться и рыбачить, а принялись употреблять  еду из магазина: мясо и птицу травяного откорма, овощи, фрукты, корневища и орехи. 

Только из-за этой диеты в крови «новых первобытных людей»  уровень триметиламин-N-оксида превысил безопасные пороговые значения, а это вещество – маркер сердечно-сосудистых заболеваний. Одновременно полезных бактерий в кишечнике у последователей диеты стало меньше (из-за снижения в рационе клетчатки хлеба). Кроме того, повысились уровни холестерина и креатинина, вредных для сосудов, сердца и почек.

И последним доводом не в пользу палеодиеты стала продолжительность жизни древнего человека – около 20 лет, хотя встречались среди них и долгожители за 35.

Поэтому, если что и посоветовать нашим читателям полезного от  палеодиеты, так это отрабатывать физически каждый кусок пищи. Съел кусок хлеба или мяса – побегай хотя бы 30 минут! Сделай пищу малодоступной: убери с глаз еду!  Сахар, рафинированные жиры  в чистом виде – прочь! Перед тем как поесть,  побросай в «воображаемого мамонта»  камни полчаса! И аппетит нагуляешь, и калории сожжешь, и мускулатуру разовьешь! И так каждый раз.   

Вот от такой диеты в память о наших предках толку будет больше. И тогда с гордостью можно носить не только модную нынче бороду, но и иметь образцовое тело, силу  и выносливость  древнего человека.

Ваш Р. Шухнин.