Мы сейчас живем во времена пандемии, и как-то не заметили, что болеем еще как минимум еще одной массовой болезнью. Имя ей – танцевальная чума. Не верите – включите телевизор: все пляшут!
И повод для танца вроде пустяковый, если верить голубому экрану: выпил йогурта из настоящего пальмового молока – и в пляс! Или кредит взял в банке за сумасшедшие проценты, и снова – танцевать! Купил дешевые джинсы из полиэстера – и закружился в тектонике! Купил два по цене трех – ноги сами приглашают ваше тело на танец!
Очень заразное дело!
Но, как известно, ничто не ново под Луной!
В июле 1518 года в славном городе Страсбурге, называемом еще перекрестком Европы, женщина по фамилии Троффеа вышла на улицу в и начала танцевать без остановки, продолжалось это примерно до шести дней.
За это время к ней присоединились ещё 34 человека, а далее, в течение месяца – уже около 400 человек, преимущественно женщин.
Танцевать без подготовки ой как тяжело, даже один трехминутный танец вызовет у современника если не гипертонический криз, так приступ одышки или стенокардии.
И в далеком 16 веке на Страсбургской дискотеке многие из танцевавших погибли прямо во время танца от сердечных приступов, инсультов или истощения: в отдельные дни от танцевальной чумы умирало по 15 человек в день.
Присмотритесь внимательно к выделенным фрагментам картины Питера Брейгеля Младшего:
Власти города Страсбурга озаботились ситуацией, и решили принять меры: были открыты два танцевальных зала и возведен деревянный подиум для танцующих, также были приглашены музыканты.
Однако из-за принятых мер улучшений с очумевшими не отмечалось, они продолжали плясать и умирать. И тогда бургомистр запретил все увеселительные мероприятия в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы,
А над пораженными танцевальной чумой были проведены религиозные обряды.
Только тогда в течение месяца эпидемия пошла на убыль, а большинству пораженных удалось избавиться от наваждения и восстановить контроль над своими ногами и телами.
Фрагмент картины Г. Гондиуса «Танцевальная чума». Двое молодых мужчин с трудом удерживают несущуюся в бесконечном танце г-жу Троффеа.
Смартфонов и планшетов в то время не было, и выставить в Ю-тьюб танцы не удалось, но зато были талантливые художники, которые запечатлели на своих полотнах эти события танцевальной чумы.
Одним из них был великий нидерландский художник Питер Брейгель Старший.
Среди его философских и бытовых полотен мы сможем увидеть и безумных танцующих.
А ведь времена тогда были трудные: эпидемии чумы опустошали Европу, церковь боролась с напастью ведьм, и ежедневно на кострах на главных площадях европейских городов сжигали заживо до 130 человек, «уличенных» в колдовстве (всего по данным хроник в результате охоте на ведьм погибло не менее 100 тысяч невинных, преимущественно женщин и детей).
Голод и нищета, болезни и столетние войны, беспредел феодалов и бесправие крепостных шли рука об руку по континенту. Очевидно, было не до танцев.
И вот такая напасть.
Историки и медики пытались обнаружить причину такого странного заболевания, и ничего другого, как отравления спорыньей, не смогли предположить.
Спорынья – это сорняк, поражающий пшеницу, и при плохой очистке зерна, попадая в муку, отравлял хлеб и вызывал психоз у людей, его поедавших.
Симптомы эрготизма (отравления спорыньей) разные, в легких случаях возможны подергивания и непроизвольные движения конечностей, напоминающие танцевальные движения, психопатия, а вот в тяжелых случаях развивается Антонов огонь – сухая гангрена конечностей.
Вы не обращали внимания, что на картинах старых голландских мастеров немало изображено калек без ног?
Картина Питера Брейгеля Старшего «Калеки».
Так вот, противопехотных мин и железных дорог тогда еще не было. Ампутации конечностей происходили по вине того самого Антонова огня – гангрены, вызванной употреблением отравленного спорыньей хлеба.
Однако, лично мне причиной танцевальной чумы видится другое – хронический стресс, в котором оказались жители Европы на пороге Возрождения.
Опасаясь ежедневно умереть от бубонной чумы, быть сожженной заживо на костре, остаться без средств к существованию из-за неурожая, войны или прихоти господина, просто ежедневно боясь умереть с голоду, человек запросто мог тронуться рассудком. И, скорее всего, госпожу Троффеа эта участь не минула.
Пустившись в безостановочный танец, обезумевшая жительница Страсбурга вызвала у таких же, как и она, несчастных стрессующих граждан массовый психоз, что и вылилось в трагический и запоминающийся эпизод танцевальной чумы.
Вот еще одна картина Питера Брейгеля Старшего – «Крестьянский танец». Некоторые искусствоведы считают, что в образе танцующего на переднем плане мужчины Брейгель изобразил самого себя.
Присмотритесь к танцующим на заднем плане.
И здесь на лицах танцующих – не радость, а мука и испуг. С чего бы?
А теперь квест – какая это нога у танцора (отмечена стрелкой): правая или левая? Не спешите с выводами, присмотритесь.
Прошло уже 500 лет с того времени, но отголоски танцевальной чумы упрямо живут и беспокоят жителей современного общества. И это даже не персонажи из рекламы, или танцоры из Тик-Тока.
Болеют ею очень многие – до 10% жителей Европы и Северной Америки.
Симптомы этой болезни таковы: как только вы остаетесь одни, обычно уже в постели, после трудового дня, как ноги вдруг сами начинают «плясать»: нестерпимые и невнятные ощущения в ногах заставляют вас вставать, ходить, приседать, делать танцевальные движения, что несколько облегчает ситуацию.
Но стоит снова лечь (а иногда – просто остановиться), как все снова повторяется. Как результат – бессонные ночи, головная боль, хроническая усталость, нетрудоспособность, а следующей ночью этот кошмар наяву продолжается. Тут и впрямь нужно побеспокоится за состояние своего рассудка.
Чем не новая танцевальная чума?
Имя ей – синдром беспокойных ног (RLS).
Что интересно, вызывается он вовсе не спорыньей, а многими и различными причинами.
Существует первичный синдром беспокойных ног, и появившись в молодом возрасте, не отпускает заболевшего до конца. Передается по наследству.
Вторичный же синдром беспокойных ног может быть следствием различных дефицита железа, беременности, авитаминоза, почечной недостаточности, периферической невропатии, сахарного диабета, побочным эффектом лекарств, невроза.
Кстати, в защиту г-жи Троффеа, женщины страдают RLS в два раза чаще, чем мужчины, и может быть, у нее был все-таки синдром беспокойных ног?
А вот еще одна картина П. Брейгеля Старшего – «Охотники на снегу». Вернее, копия этой картины, написанная автором этих строк, вашим покорным слугой. Никаких танцев. Все заняты повседневной работой, жизнь идет своим чередом, и ни один персонаж картины даже не смотрит в сторону художника.
К чему я привел этот сюжет? Все проходит, даже чума, а уж тем более массовый психоз. Время – лучшее лекарство!
А увлечение живописью позволяет замечать поначалу незаметные, и многими незамеченные, но важные детали, и не только на полотнах, а и на экране монитора ультразвукового сканера, детали, из которых и складывается единственно верный диагноз!
Ну, и напоследок, напомню нашим читателям, что болезней ног много, а помочь узнать, какая конкретно, и что с этим делать, поможет ультразвуковая диагностика в опытных руках. Разберемся!
Большой ценитель живописи, ваш Р. Шухнин.