Приказано не расслабляться!
По данным статистики, у каждого третьего пациента с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), который перенес коронавирусную инфекцию, ухудшается состояние сердечной мышцы.
По данным НМИЦ кардиологии риск летального исхода от COVID-19 у пациентов с гипертонией увеличивается в 2,5 раза, с ишемической болезнью сердца – в 5 раз.
И у каждого третьего пациента ухудшается состояние и функция сердечной мышцы.
Лабораторные данные показали, что даже спустя 3-7 месяцев после COVID-19, натрийуретические пептиды оказались повышены у 30% обследованных, а это означает, что у пациентов сохраняются как проявления сердечной недостаточности, так и артериальной гипертензии. Это говорит о том, что даже после отрицательных ПЦР тестов и купирования проявлений пневмонии, заболевание не проходит бесследно для сердца!
Кроме того, и гораздо чаще, встречается такое осложнение COVID-19, проявление постковидного кардиального синдрома, как тахикардия: до 50% пациентов, перенесших COVID-19, испытывают ощущения учащенного и\или усиленного сердцебиения в течение 12 недель и даже дольше
Возможных причин этому синдрому несколько: миокардит (воспаление сердечной мышцы), сердечная недостаточность, легочная артериальная гипертензия, артериальная гипертония, вегетативная дисфункция.
Известно, что длительно продолжающаяся тахикардия приводит к развитию миокардиодистрофии, повышает риск развития аритмии, в т.ч. смертельно опасных градаций.
Для того, чтобы разграничить тахикардию вегетативной регуляции и тахикардию, вызванную непосредственно поражением сердца, необходимо провести ЭКГ и эхокардиографию, а также оценить активность кардиальных биомаркеров: ферментов-индикаторов поражения сердечной мышцы.
Ведь миокардит выявляют у 27%–60% пациентов после COVID-19 по данным МРТ сердца.
Ковид-индуцированное воспаление сердечной сорочки – перикардит, также является распространенной причиной тахикардии. Воспаление перикарда успешно диагностируется методом ЭХОКГ, а вот на ЭКГ проявления этого заболевания малоспецифичны.
Тахикардия – не единственное аритмическое проявление заболевания сердца коронавирусной этиологии. Часто встречается и экстрасистолия. Клинически у пациента это проявляется ощущениями толчков, ударов, замираний в грудной клетке, головокружением и пр. Высокая частота желудочковых экстрасистол связана с риском возникновения СН и смерти.
Однако не все экстрасистолы оказались одинаково опасны. По данным недавних публикаций журнала Heart (Сердце) было выявлено, что высокая разнородность интервалов между желудочковыми экстрасистолами связана с повышением риска снижения фракции выброса левого желудочка (ФВЛЖ) и возникновением сердечной недостаточности.
Крупномасштабный анализ последствий перенесенной коронавирусной инфекции был проведен в Швеции. Ученые обнаружили повышение риска инфаркта миокарда (ИМ) и ишемического инсульта (ИИ) у подобных пациентов. Результаты этого исследования опубликованы в журнале The Lancet.
В исследование включили 83 тысяч пациентов с COVID-19 и 340 тысяч человек вошли в группу контроля.
Эксперты определили риск острого инфаркта миокарда или ишемического инсульта в первые две недели после коронавирусной инфекции.
Риск развития острого инфаркта миокарда у переболевших COVID-19 в отношении к неболевшим ковидом составило 3,41, а риск развития инсульта ─ соответственно – 3,63 в течение двух недель после перенесенной инфекции.
Таким образом, COVID-19является НОВЫМ, еще одним фактором риска острого инфаркта миокарда и ишемического инсульта.
Таким образом, острые сердечно-сосудистые осложнения представляют собой часть клинической картины COVID-19, что, как подчеркивают авторы исследования, подтверждает необходимость долгосрочного, т.е. не менее 12 месяцев после выздоровления/ выписки из стационара наблюдения за состоянием сердца и сосудов для предупреждения риска сердечно сосудистых катастроф, таких как острый инфаркт миокарда, инсульт, тромбоз, тромбоэмболия, аритмии тяжелых градаций и внезапная смерть!
Именно поэтому предлагаем переболевшим COVID-19 наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой системы, включающее не просто ЭКГ или определение уровня сатурации крови, но и ультразвуковое исследование сердца, артерий и вен, надежно позволяющие выявить причины изменений функции сердца после инфекции, исключить тромбоз сосудов, определить степень опасности для жизни аритмии: тахикардии, экстрасистолии, и главное – поможет разработать программу индивидуального лечения и предупредить грозные, фатальные осложнения.
На фото из практики д-ра Р. Шухнина
1) Экстрасистолия четко регистрируется во время М-режима ЭХОКГ. Нарушения ритма, в т.ч. экстрасистолия – частые проявления воспаления сердца, сердечной недостаточности.
2) Диастолическая дисфункция левого желудочка (ДДЛЖ) – одно из самых ранних и зачастую незаметных для пациента нарушений деятельности сердечной мышцы. Одышка и сердцебиение, учащенный пульс, а не боль или отеки – таковы клинические проявления диастолической дисфункции. Отчетливо зарегистрировать ДДЛЖ позволяет допплеровский режим ЭХОКГ.
3) Легочная артериальная гипертензия – частое сердечное осложнение у лиц, перенесших пневмонию, а также миокардит и другой этиологии поражение левого желудочка. Симптомы от малозаметных до резко выраженных, таких, как одышка в покое, обмороки, резкая слабость и т.д. Выявляется успешно с помощью допплеровской эхокардиографии
4) Тяжелая сердечная недостаточность сопровождается расширением полостей сердца, снижением сократительной и диастолической функции сердца, клапанной недостаточностью, застоем крови в легких и периферическими отеками. На М-эхокардиограмме демонстрируется резкое снижение амплитуды раскрытия митрального клапана на фоне значительно увеличенного с низкой фракцией изгнания левого желудочка.