Про «Черный квадрат» Казимира Малевича, наверное, все слышали, если не видели. А многие, возможно, слышали и про «Красный треугольник» – так называлась фабрика в Санкт-Петербурге, производившая резиновые изделия. Наверное, из-за того, что галоши вышли из моды, а может быть, по другим причинам,  но фабрика эта, просуществовав 150 лет, благополучно обанкротилась в 2005 году. Есть еще и желтый треугольник – Билл Шифр из мультсериала «Гравити Фолз» -эдакое мультяшное вселенское зло.

– А вот синий треугольник – это из какой области? – поинтересуется читатель.

– Имеется ввиду носогубный треугольник – пространство, ограниченное носогубными складками, носом и верхней губой. Изменение его цвета – синюшность, бледность – симптом, вызывающий тревогу обычно у родителей тех чад, у которых этот симптом проявляется.

Цианоз – так еще называется синюшность носогубного треугольника – явление нередкое в педиатрии.

Почему?  Дело в том, что у человека в области носогубного треугольника сильно развито кровоснабжение. Из-за того, что у детей, особенно грудных, кожа лица тонкая, сосуды могут просвечиваться через нее и придавать соответствующий оттенок: розовый, если все хорошо с тонусом артерий и вен, и бледный – из-за спазма артерий, анемии, низкого артериального давления и т.д.

В случае венозного застоя, в сочетании со спазмом артерий может появиться синюшная окраска носогубного треугольника, что справедливо пугает родителей ребенка. Так, например, бывает, если ребенок долго плачет или кричит – в это время сатурация (насыщение крови кислородом) снижается на 7-8%, венулы и капилляры лица расширяются – вот, получите «синий треугольник». Понятно, что с прекращением крика проходит и синева. Похожий пример «синего треугольника» может возникнуть и при кормлении ребенка грудью, особенно при затруднении сцеживания: слишком усердная работа мышцами рта вызывает также расширение вен и капилляров кожи носогубного треугольника.

Нужно отметить, что вегетативные реакции у новорожденного могут очень  отличаться в силу неустойчивости его рефлексов на различные раздражители – холод, свет, шум, тактильные раздражители и т.д.  Из-за этого в сходных ситуациях у ребенка в одном случае может быть «розовый», а в другом, таком же случае – «синий треугольник» на лице. Со временем данные изменения у ребенка проходят самостоятельно.

Однако у детей с диагнозом ПЭП – перинатальной энцефалопатией, родовой травмой центральной нервной системы, патологические вегетативные реакции более стойки, более выражены, и могут сохраняться многие годы, а иногда на всю жизнь, а диагноз НЦД, или вегето-сосудистой дистонии остается вместе с «синим треугольником» хроническим спутником жизни.

Казалось бы, вот все и объяснили, можно вздохнуть с облегчением, но – нет!

 

К сожалению, синева носогубного треугольника нередко – симптом грозных, смертельно опасных заболеваний, в первую очередь,  болезней сердца, центральной нервной системы,  легких и крови!

🔺Болезни дыхательной системы – пневмония, астма, бронхит приводят к нарушению газообмена в легких и к снижению уровня кислорода в крови, и уже в этих случаях «синий треугольник» – опаснейший симптом, требующий немедленного обращения к врачу. Разумеется, присутствуют и такие симптомы, как температура, кашель, одышка, и их наличие – повод не мешкать с диагностикой и лечением!

🔺Врожденные пороки сердца (ВПС), по данным статистики, фиксируются у 1-2% родившихся детей, и бледность или цианоз носогубного треугольника – один из очевидных для родителей ребенка симптомов больного сердца!

 

Родителям ребенка нужно помнить, что имеются большие трудности в оценке состояния сердца новорожденного ребенка, в связи с чем нетрудно «проморгать» у него порок сердца.

 

Так, выслушивание сердца (в чем, собственно, и состоит первичный осмотр сердечно-сосудистой системы новорожденного) не гарантирует, что сердечный шум будет услышан: частота сердечных сокращений новорожденного около 150\мин, и при такой частоте пульса очень трудно услышать и дифференцировать  сердечные шумы.

Кроме того, шум в области сердца и порок сердца – не всегда одно и то же.

 Такие пороки сердца, как дефект межпредсердной перегородки, двухстворчатый аортальный клапан, открытый артериальный проток, транспозиция  магистральных сосудов и т.д. могут не сопровождаться сердечным шумом,  что приводит  врача и родителей к ложному мнению о благополучном здоровье сердца ребенка.

Вместе с тем, смертность детей при врожденных пороках сердца велика, и составляет при отсутствии лечения 40-90%, и в том числе в первый год жизни – 36%!

 

Еще в 1948 году  было предложено делить все врожденные пороки сердца на «синие» и «белые», как вы догадались, исходя из наличия или отсутствия цианозы кожи больного ребенка.

 🔵 К «синим порокам» относят такие пороки, как тетрада и пентада Фалло, аномальный дренаж легочных вен, атрезия (заращение) трехстворчатого клапана, транспозиция магистральных артерий, общий артериальный ствол, гипоплазия левых отделов сердца, болезнь/синдром Эбштейна и  многие комбинированные пороки сердца и пр.

При «синих пороках» кожа ребенка, и особенно – носогубный треугольник,  отличаются устойчивым и выраженным цианозом.

 

⚪️ К «белым порокам» относят дефекты межелудочковой и межпредсердной перегородок,  открытый артериальный проток, стеноз легочной артерии, коарктацию аорты и пр.

 

Как вы теперь понимаете, «врожденный порок сердца» – это не одна болезнь, а целая группа заболеваний, различных по этиологии, виду изменений сердца и прогнозу жизни.

Риск повторного рождения ребенка с ВПС у родителей, уже имеющих ребенка с пороком сердца, составляет до 4%.

Некоторые пороки сердца, увы, не совместимы с жизнью.   Ряд пороков требуют незамедлительного хирургического лечения, так как промедление с операцией приводит к гипотрофии младенца, инфекционным заболеваниям, гипоксическому повреждению ЦНС  и к смерти ребенка в первый год жизни.

 🔺В связи с этим крайне актуальным становится своевременная диагностика врожденного порока сердца, и теперь возможно это уже на стадии акушерского ультразвукового исследования. К сожалению, далеко не все специалисты владеют методом и выполняют эхокардиографию (УЗИ сердца) плода. Процедура эта трудоемкая и кропотливая, и требует соответствующей квалификации и подготовки врача, а также более совершенного и дорого медицинского оборудования.

Поэтому беременным стоит подумать, где и как пройти УЗИ, чтобы потом сто раз не пожалеть.

Напомним, что в отличие от УЗИ, благополучные результаты биохимического скрининга беременности никак не исключают  возможности порока сердца (и других пороков тоже) у плода.

 

📍Но, если вам и не пришлось пройти эхокардиографию плода, не поленитесь это сделать ребенку сразу после рождения, или хотя бы  в течение первого месяца жизни – так будет надежнее и спокойнее, даже если во время беременности  вам сказали, что с сердцем плода все отлично.

 

Почему так? Потому, что после рождения сердце ребенка переходит совершенно в другой,  постнатальный тип функции, в нем должны закрыться остававшиеся открытыми во время внутриутробного этапа развития овальное окно и артериальный проток, в нем по-новому формируется легочное и системное кровообращение, изменяется объемная нагрузка на миокард и клапаны, и все это требует тщательной оценки.

Задача врача – своевременно выявить возможные отклонения в работе сердца ребенка. А ваша задача –  своевременно посетить специалиста.

И пусть лицо вашего ребенка всегда будет розовым, счастливым и улыбающимся!

Ваш  Р. Шухнин.

 

На фото- и видеоматериалах из практики д-ра Р. Шухнина

 

1. УЗИ беременности. Эхокардиография плода. Единственный желудочек сердца у плода: четко видно полное отсутствие межжелудочковой перегородки у плода, в связи с чем сердце становится трехкамерным (в норме в сердце четыре камеры). Цианоз при таком пороке значительный, прогноз жизни – неблагоприятный, в первый год жизни погибает 75% родившихся с данным пороком.

 

 

2. УЗИ беременности. Эхокардиография плода. Коарктация аорты у плода. Стрелкой указано место сужения аорты. При коарктации аорты синева носогубного треугольника не особо характерна, но у пациента масса других проблем – гипертрофия левого желудочка, артериальная гипертония, недостаточность кровообращения в нижних конечностях и почках и т.д. При своевременном лечении и изолированности порока прогноз благоприятный

 

 

3. При небольшой степени коарктации аорты клинические симптомы могут долгое время отсутствовать, и этот порок случайно обнаруживается у детей школьного возраста и даже у взрослых. На фото – коарктация аорты у подростка, выявленная во время эхокардиографии, первично у школьника была обнаружена артериальная гипертония.

 

 

4. УЗИ беременности. Эхокардиография плода. Тетрада Фалло, выявленная в 18 нед беременности. Тетрада Фалло – один из пороков сердца, сопровождающийся выраженной синюшостью кожных покровов. В одном маленьком сердце сразу 4 дефекта! Однако при своевременном лечении данного порока прогноз жизни относительно благоприятный!

 

 

5. УЗИ сердца (эхокардиография) новорожденного. Дефект межжелудочковой перегородки, через него кровь из левого желудочка поступает в правый, вызывая его объемную перегрузку.  Данный дефект относится к «белым» врожденным порокам сердца, и хотя цианоз при такой патологии поначалу не характерен, прогноз жизни при крупных, неоперированных дефектах плохой – рано развивается легочная артериальная гипертензия, от которой пацент становится инвалидом и погибает. Наоборот, своевременная диагностика и последующее хирургическое лечение спасает жизни детей!

 

Копирование и распространение материалов статьи без согласия автора запрещено!