Вы не поверите, но в Древнем Риме отцы семейств проверяли благочестие своих дочерей особой веревкой.

-Как так? – удивитесь Вы.

– Очень просто! Наши прародители не имели смартфонов, и поэтому были более наблюдательны, чем мы с вами сегодня.
Вот и приметили отцы семейств, что при беременности у их жен волшебным образом увеличивается шея, причем гораздо раньше, чем округлится живот.

Поэтому для каждой дочки у достопочтенных римлян была припасена именная веревочка, на которой точно была отмечена окружность прелестной шейки.

И вот если веревочка вдруг становилась короткой для шеи, начинался разбор полетов дочерей и срочный поиск виновного  в содеянном и подготовка к свадьбе.

Точные причины таких изменений с шеями дочерей ученые смогли установить лишь совсем недавно.
Оказалось, что при беременности происходит умеренное увеличение щитовидной железы.

Причиной этому является возрастание степени связывания тиреоидных гормонов с белками крови у беременной, повышение уровня хорионического гонадотропина (ХГ) в крови,  и  одновременно – недостаточное поступление йода в щитовидную железу из-за повышенного выделения йода с мочой во время беременности.

Из-за повышенного во время беременности уровня тироксинсвязывающего глобулина (ТСГ) повышается тиреотропный гормон (ТТГ), а вследствие этого затем повышаются и тироксин с трийодтиронином (Т4 (обТ4) и Т3 (обТ3)) – т.е. развивается функциональный легкой степени гипертиреоз, который довольно быстро сменяется эутиреозом ( т.е нормальной функцией щитовидки).

Кроме того, хориогонический гонадотропин (ХГ), вырабатываемой плацентой, тоже способен стимулировать щитовидку матери, и это может привести к повышению уровня тиреоидных гормонов в первом триместре.

В то же время у 30% беременных поддержание баланса тиреоидных гормонов остается нарушенным, что приводит к развитию состояния относительной гипотироксинемии (гипотиреозу).

Однако у 1-2% беременных в I-м  ее триместре беременности, наоборот,  отмечается снижение концентрации ТТГ и повышение уровня свТ3, что приводит к тиреотоксикозу: развивается  ’’гестационный транзиторный тиреотоксикоз” (ГТТ). Последний имитирует явления токсикоза беременности, и поэтому плохо распознается клиническими врачами.

 

Если же у беременной еще до ее наступления были проблемы с щитовидкой, то, как правило, они только усугубляются – так, при узловом зобе отмечается увеличение и количества узлов, и их  размера, а  повторная беременность еще более потенцирует явления зоба и узлообразование.

Еще одной проблемой при беременности является развитие аутоиммунного тиреоидита  – воспалительного заболевания щитовидной железы. Так,  частота выявления тиреоидных антител  (АТ-ТПО, АТ-ТГ) у беременных составляет 10—20%. Отмечено, что у женщин с повышенным уровнем тиреоидных АТ, значительно выше частота осложнений беременности и родов.

Недостаточное потребление йода во время беременности оказывает отрицательное влияние на ЩЖ плода и в дальнейшем на интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Активность ЩЖ плода полностью зависит от поступления йода из материнского организма.

В результате как недостаточного поступления йода в организм матери происходит стимуляция ЩЖ плода, что находит отражение в развитии зоба у плода.

Фетальный гипотиреоз (т.е. снижение функции щитовидки у плода) сопровождается внутриутробным замедлением роста, брадикардией, запоздалым развитием ядер окостенения и нарушением процессов развития центральной нервной системы плода.

Неонатальный гипотиреоз обычно длится в течение до 4 месяцев, пока не исчезнут материнские антитела из крови ребенка.

Типичными признаками гипотиреоза являются переношенная беременность, большая (более 4 кг) масса тела ребенка при рождении, увеличенный язык плода, не помещающийся во рту (макроглоссия),  периферический цианоз и отеки, затруднение дыхания, низкий грубый голос младенца при плаче и крике.

Позже отмечаются сонливость, снижение аппетита, пониженная активность, пониженная температура, сухость и бледность кожных покровов.

Гипотиреоз во внутриутробном и неонатальном периодах может привести к необратимому снижению умственного развития ребенка вплоть до эндемического кретинизма.

Для профилактики диффузного нетоксического зоба обычно назначаются полноценная диета и препараты калия йодида из расчета 150—250 мкг/сут, дозировку и целесообразность приема этих средств нужно согласовать с вашим лечащим врачом.

Но назначать себе самой эти средства мы категорически не рекомендуем без предварительного  УЗИ-обследования  щитовидной железы и лабораторных тестов: уровней ТТГ, свТ3 и свТ4 в крови, а  для выявления АИТ необходим анализ крови на наличие антител к тиреоглобулину и тиреоидной пероксидазе.

Ну и конечно, всем советую добавить немножко наблюдательности к себе и близким, такой, какую проявляли жители Древнего Рима,  ведь ранняя диагностика заболеваний спасает жизни и судьбы людей!

 

На фото из практики д-ра Р. Шухнина

1-УЗИ. Диффузный токсический зоб – в режиме энергетического допплеровского картирования демонстрируется резкое усиление васкуляризации железы, обычно согласующееся с тиреотоксикозом.

 

2-УЗИ. Узловой зоб у беременных встречется нередко, во время беременности отмечается рост узлов и объема щитовидки.

 

3-УЗИ. Небольшие коллоидные узлы щитовидки нередко выявляются, но редко представляют опасность для беременной и плода.